Ирпенский кинофестиваль

 
"Ирпенский кинофестиваль"
Третий, 2-3 июля 2005 года

 


положение о фестивале, pdf правила участия заявка на участие в 6-м ИК ИК-6 Архив ИК Фильмотека ИК Вопросы и ответы контактная информация
 

  Успешно прошел и завершился
третий ирпенский некоммерческий фестиваль
альтернативного (параллельного)
кинематографа



Концепция фестиваля:

- Фестиваль, как праздник для увлеченных кино людей, а не для узкого круга профессионалов.
- Фестиваль, раздвигающий горизонт представлений о кинематографе.
- Фестиваль, открывающий для любителей кинематографа возможность духовного и интеллектуального совершенствования.


По версии жюри:

- победу в номинации "Документальный фильм" одержал Олег Курамшин (Москва, Россия) за фильм "Интервью с Шекспиром";

- победу в номинации "Игровой фильм" одержала студия "G.A.T. film group" (Мурманск, Россия) за фильм "Дерзость мечтать";

- победу в номинации "Клип" одержала киностудия "Лапландия" (Раякоски, Россия) за фильм "Граница".


По версии зрителей
лучшим фильм оказался "Дерзость мечтать", за что студия "G.A.T. film group" (Мурманск, Россия) получила главный приз "Ирпенского кинофестиваля" - "Золотую Киноленту".

Золотая Кинолента - 2005

Организаторы и жюри "Ирпенского кинофестиваля" еще раз искренне поздравляют победителей и участников фестиваля!

Фестиваль состоял из пяти частей: конкурсной программы (по трем номинациям), ретроспективы фильмов второго российско-немецкого фестиваля кино- и фотоискусства "Диалог культур" (Мурманск, Россия) и премьеры фильма 2B "Она?".


Конкурсная программа:

Документальный фильм:
1. "Ликбез" (режиссер Анастасия Титова, Украина, 2004)
2. "Корни неба" (режиссер Ильгар Сафат, Россия, 2003)
3. "Интервью с Шекспиром" (режиссер Олег Курамшин, Россия 2003)
4. "Санитар" (режиссер Юрий Лонков, США, 2004)
5. "Метаморфозы Ирпеня" (режиссер Romanko, Украина, 2005)
6. "В ритме танго" (режиссер Светлана Кучма, Украина, 2004)

Игровой фильм:
1. "Преграда" (режиссер Анастасия Титова, Украина, 2004)
2. "Любовь в квадрате" (режиссер Вадим Цветков, Россия, 2005)
3. "Большой город" (режиссер Анатолий Шаповал, Украина, 2004)
4. "Мама" (режиссер Марина Ткаченко, Украина, 2004)
5. "* * *" (режиссер Александр Серов, Россия, 2000)
6. "Дерзость мечтать" ("G.A.T. film group", Россия, 2005)
7. "Ушла" (режиссер Николай Бондарчук, Украина, 2005)

Клип:
1. "Зволити згiбатися невiрно" (режиссер Олеся Люлька, Украина, 2004)
2. "Граница" (киностудия "Лапландия", Россия, 2005)
3. "Море" (режиссер Юрий Шаповал, Украина, 2005)
4. "Манифест" (режиссер Александр Серов, Россия, 1997)

Ретроспектива "Диалога культур":
1. "НЛО. Тревога на Земле" (реж. Инго Шиллер, Германия)
2. "Несказанные слова" (реж. Зофи Кёберле, Германия)
3. "Новое время" (реж. Сергей Айдаметс, Россия)
4. "K.N.O.T." (реж. Мариан Харткопф, Петер Бенедикс, Германия)
5. "Тихо и беззвучно" (реж. Георг Таш, Германия)
6. "Мысли глобальные" (реж. Сергей Айдаметс, Россия)
7. "От луны к луне" (реж. Катя Подзински, Германия)
8. "Поколение как бы" (реж. Александр Кочмарев, Россия)
9. "Находчивый" (реж. Штефан Отт, Германия)
10. "Чего хочешь ты?" (реж. Сергей Айдаметс, Россия)
11. "Глухой художник" (реж. Себастиан Шварц, Германия)
12. "Диалог культур" (интернациональная киногруппа (Германия, Россия, Украина): Инго Шиллер, Штефан Отт, Себастиан Шварц, Зофи Кёберле, Ивонне Мост, Надежда Степакова, Виктория Кошелькова, Наталья Кузнецова, Андрей Трефилов, Сергей Айдаметс, Анастас Ганжела и 2B)

В состав жюри вошли:

Глава жюри:
Николай Владимирович Сергиенко (ex-кинооператор)
Члены жюри:
Анна "G" (проект "ЮКисП")
Дмитрий Валиков (кинолюбитель)
Константин Сергиенко (кинооператор)
Сергей Сергеевич Тряшин (киножурналист, киноактер)
Сергей "2B" Туби (независимый музыкант, поэт и художник)


* * *

Дорогие друзья!

Вот и завершился очередной "Ирпенский кинофестиваль". Уже третий. Приятно осознавать, что дело наше живет и достигает новых рубежей и качественного уровня.

В этом году фестиваль с полной ответственностью можно назвать международным: на "ИК-3" подано 27 заявок и присланы фильмы из таких городов, как Москва, Великий Новгород, Екатеринбург, Мурманск, Иркутск, Нью-Йорк, Кривой Рог и, конечно же, Киев и Ирпень. Кроме того, на фестивале была показана ретроспектива лучших фильмов второго российско-немецкого молодежного фестиваля кино- и фотоискусства "Диалог культур", который проходил с 20 по 24 марта 2005 года в городе Мурманск (Россия).

В общей сложности на экране центрального дома культуры Ирпеня был показан 31 фильм, общей длительностью около четырех с половиной часов (для сравнения: 1-й фестиваль - 9 фильмов/128 минут; 2-й - 18 фильмов/136 минут). Зал, как и в прошлом году, собрал более семидесяти зрителей, среди которых на сей раз был больший удельный вес участников и близких кино людей. К нам приехали гости из Киева, Москвы, Великого Новгорода, Донецка и Кременчуга. Всё это свидетельствует о повышении интереса у общественности к "Ирпенскому кинофестивалю".

Фестиваль проходил в течение двух дней. Первый (2 июля) был полностью посвящен просмотру конкурсных и ретроспективных работ, знакомству участников и фуршетным мероприятиям. На второй день (3 июля) оставшиеся участники совместно с организаторами и жюри отправились на экскурсию по столице Украины, с посещением таких мест, как Золотые Ворота, Дом Актеров, Михайловская площадь, Софийский Собор, Андреевский спуск, Контрактовая площадь, набережная, Почтовая площадь и железнодорожный вокзал. Все отлично провели время и договорились встретиться на следующем "ИК", а если получится, то и раньше. Вечером того же дня в гостинице состоялось последнее собрание самых стойких участников, просмотрены видеозаписи хроник проведения фестиваля, выпита последняя бутылка вина и объявлено торжественное завершение "ИК-3".

Сергей Туби, организатор фестиваля, 11 июля 2005 года


* * *

А! Ирпень! Город чердачных философов, и подпольных музыкантов! Ну, так там было в 70-е, а как теперь - не знаю! Сказал мне как-то случайный попутчик, подвозивший меня водитель грузовика. Да, писатели, художники, музыканты чувствуют себя в Ирпене как в родной стихии, а вот кинематографисты? Что их связывает с Ирпенём? Ну, в фильме Довженко "Арсенал" снимался наш мост через Ирпенку. Фильм, победивший в Каннах в этом году, снимался в Ирпене, в Ирпенском Доме Ветеранов сцены. Когда-то проводился фестиваль анимационных фильмов, в бывшем пионерском лагере на окраине. В Доме Писателей снималась новогодняя комедия, по сценарию Рогозы, и с Нагиевым в главной роли. Мы увидим эту ленту на 1+1 в новогоднюю ночь 2006-го года. Но это всё мелочи, Ирпень достоин большего. Он должен стать Городом-легендой, раем для любителей кино, местом встреч культовых режиссеров, сценаристов, и актёров. Но это в будущем, а пока - состоялся Третий Ирпенский Кинофестиваль.

Как он вообще происходит? На сайт в интернете http://www.g-2b.com все желающие присылают фильмы, а G, 2В, и СК их показывают Ирпенчанам. (Да, такие у нас в Ирпене странные прозвища). Намекну, что 2В - организатор фестиваля, G - его жена, и товарищ по творчеству, а СК - их старый друг.

Заходите на их сайт (http://www.g-2b.com), знакомьтесь, общайтесь. Там можно даже предложить свой фильм на следующий фестиваль. Никакого предварительного отбора у нас нет, фильм - победитель определяют зрители. А наши, Ирпенские зрители, это не престарелые эстеты - киноакадемики. Это настоящие Ирпенские, бодрые, и энергичные зрители, достаточно послушать их разговоры:

- Коллега! Нам понадобится 1000 парсеков - диаметр дна воронки. Вы представляете - только диаметр дна! Тысяча парсеков, коллега!
- Не могу с Вами согласится. Проще сразу сделать стеклянный купол над поймой.
- Я понял! Я понял, что надо снимать! Завтра начинаем снимать ужасы Ирпеня, и следующий приз - наш!

Видно, Ирпенчане уже заразились кинематографом. Это значит, что фестиваль состоялся. Ведь смысл фестиваля - обмен интересными идеями для тех, кто любит баловаться с цифровой камерой.

А ещё к нам приехал гость из Великого Новгорода. Он дал интервью нашему изданию и рассказал много интересного. По профессии он сторож в магазине, по призванию - режиссёр. Фильм он сделал сам, музыку к нему написал тоже сам. Видеокамеру он носит в кармане, а вся его студия - одна комната с компьютером. А ещё ему понравился Ирпень.

Каждый фестиваль проходит лучше предыдущего, всё классно, но нам надо больше своих фильмов. Желательно сделать курсы какие-то. В БКЗ на выходных можно вести курсы для людей, которые хотят научиться обращаться с цифровой видеокамерой или фотоаппаратом. Есть же фотохудожники, режиссёры. А курсов таких, вроде, нет нигде в Киеве, хотя техники у людей очень много. И чего этот БКЗ гуляет без дела? Там же ещё можно... Ой, стоп, начали фонтанировать Ирпенские проекты, так что пора прощаться. Увидимся летом 2006-го, на 4-м фестивале! На него должны ещё приехать ребята из Мурманска, чья любительская студия победила в этом году. Их фильм "Дерзость мечтать" победил заслуженно, и очень понравился Ирпенчанам.

Фродо, журнал "Безопасная жизнь" (Ирпень)


* * *

Последовательность изложения:

1. Вводная часть (цель)
2. Организация ИК-3 - успехи и замечания
3. Наиболее заметные фильмы, причины успеха
4. Почему всё кино Украины такое, какое оно есть

Час назад на радио "Эра" в прямом эфире на вопросы зрителей отвечала заслуженная артистка Украины Жанна Боднарук. Разговор был о проблемах украинской эстрады. Но по сравнению с украинскими кинематографистами поющие и танцующие таланты – это просто баловни судьбы. Для них проводятся фестивали – «Червона Рута», «Таврійські ігри», у них есть Игорь Кондратюк и “Караоке на майдане”, к тому же, как известно, “ми, українці, гарних пісень співаємо”. А снимаем ли мы хорошее кино?

Ответ на этот вопрос можно было получить 2 июля 2005 года в городе Ирпене Киевской области, где проектом «ЮКисП» вот уже в третий раз проводится международный (!) некоммерческий фестиваль альтернативного (параллельного) кинематографа. Основным источником информации традиционно была официальная интернет-страничка www.g-2b.com/kinofest, благодаря которой организаторам кинофестиваля удалось достичь широкого географического представительства – один фильм был даже из Нью-Йорка, остальные из Мурманска, Москвы и других городов России, и, конечно же, из Киева и Ирпеня. К сожалению, в пресс-релизе указана только страна, а не город автора фильма, хотя эта информация была бы интересной. Возможно, для наглядной демонстрации международности стоило бы показать города авторов фильмов на карте «Все дороги ведут в Ирпень»?

По непонятным участникам идеологическим причинам организаторы отказались от развешивания афиш в своём городе, хотя для этого вовсе не нужно много средств. Присутствовали в основном только знакомые авторов и организаторов, а также приглашённые ими граждане, что создавало атмосферу близости, но вряд ли способствовало более объективной оценке представленных работ. Больше всех в приглашении своих друзей преуспел автор фильма «Метаморфозы Ирпеня» - о том, насколько лучше стал родной город за 12 лет.

Главный приз – статуэтка «Золотая кинолента» – вручается как приз зрительских симпатий. Однако и строгое жюри, и зрители были единодушны – «Дерзость мечтать» мурманской G.A.T.film group действительно был лучшим фильмом. По простой причине – в этом фильме есть и сильный сюжет, и непредсказуемый финал, и мощный заряд оптимизма, столь необходимый присутствующим в зале представителям независимого кинематографа и приближённым к ним лицам.

Если бы организаторы давали второй приз – «Серебряную киноленту», и в зрительном зале было бы больше людей старшего возраста, то её получила бы «Мама» режиссёра Марины Ткаченко, запомнившаяся публике, помимо фильма, своими эффектными полосатыми брюками. Сентиментальная история о сверхъестественном спасении женщины-бухгалтера не оставила равнодушными тех из присутствующих, кому ещё задевают душу подобные истории.

А так «Серебряную киноленту» получил бы Олег Курамшин из Москвы за документальный фильм, снятый при поддержке Министерства культуры РФ, о возможной современной раскрутке трагедий Шекспира. Интервью с рекламистами и современной Джульетой, Отелло и душевнобольной поэт, а особенно надписи маркером на жестяных банках – всё это не могло оставить зрителей равнодушными.

По мнению жюри, лучшим в своей категории был признан клип мурманских школьников «Граница» о боевых буднях российских пограничников. Идеологическая работа по укреплению престижа российской армии проводится успешно, молодёжь мечтает о службе именно на северной границе.

Остаётся пожелать организаторам всё же проводить голосование среди зрителей согласно тематическим номинациям – «Документальный фильм», «Игровой фильм» и «Клип», вручая три приза зрительских симпатий. И если на 4-м Ирпенском кинофестивале будет принято хотя бы это пожелание, то статья была написана не зря.

Так почему же украинский кинематограф в таком плачевном положении?

Ведь победителями в каждой номинации были заслужено признаны фильмы наших братьев-россиян. И не каких-нибудь мэтров – таких же начинающих кинематографистов, как и студенты Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенка-Карого, чьи работы представляли столицу Украины, правда, не столь массово, как это было на втором Ирпенском кинофестивале.

А ведь всё просто и очевидно. Фильмы-победители сняты для зрителей. Их интересно смотреть, в них есть сюжет, динамика действия, кульминация и развязка. К сожалению, в большинстве украинских фильмов действие отсутствует, а сам фильм снят для своего создателя.

Кажется, что эти режиссёры до сих пор живут в 30-х годах 20-го века – озвучивают весь фильм одной мелодией либо одним голосом за кадром, не применяют спецэффектов и включают в сюжет не более одного диалога. Размышления автора о своей непризнанной гениальности, видеоряд малосвязных картинок, мелькание образов и полуобнажённых женских тел – вот что происходит в головах и фильмах наших кинематографистов. Посмотрев на это, ни наш отечественный, ни тем более зарубежный меценат не даст этим творцам ни гроша, потому что поддерживать такое искусство можно только в том случае, если поддерживать больше нечего. Лучше уж дать денег в детский дом.

Поэтому такой независимый (от зрителей) кинематографист и жалуется на жизнь, рассказывая о своей непризнанной гениальности и нежелании променять высокое искусство на низменное служение золотому тельцу, продолжая снимать на деньги своих родственников такие же фильмы о вечном, затрагивая глубокие философские проблемы и вскрывая незаметные движения человеческой души. А втайне он мечтает о том счастливом дне, когда найдётся хотя бы один человек, который поймёт его творение (которое он сам зачастую понимает каждый раз по-новому), назовёт его гениальным режиссёром, даст денег, будет покупать киноплёнку, кормить, поить, одевать и показывать миру.

К счастью для организаторов, таких фильмов было значительно меньше, чем в прошлом году. А значит – альтернативный кинематограф будет жить и развиваться! Если будет снимать фильмы, которые можно смотреть.

Andriy (Донецк)


* * *

Мои впечатления и комментарии:

1. Правильно выбрано место проведения - Дом Культуры
2. Уровень Международный - велики шансы для рейтинга и продвижения в рынке кино предоставляемых фильмов
3. Наличие сайта фестиваля - больше масс узнают о нем
Доброжелательные люди, хорошая организация и было очень-очень интересно.

Майя Макаренко (Киев)


* * *

«Был я на кинофестивале в Ирпене...»

Спасибо за фестиваль. Это, воистину скажу, проявление недюжинного бескорыстного творческого энтузиазма и организаторских способностей. Ура, ура, ура! Мне посчастливилось присутствовать на этом фестивале, да к тому же, как участнику, и не первый год, а второй подряд. Это торжественно и почетно. Там тарарам пам пам. И что же я там увидел, что же меня поразило. Тем более год прошел.

Время выбрано удачно (и года и суток). Место - дом культуры: достаточно комфортное и приспособленное (затемнение, правда, недостаточно сильное, но я думаю, данную проблему как-то можно решить); далековато от вокзала, но в целом фестиваль-то альтернативный. Организационных проблем вопиющих не наблюдалось. Просто, конкретно, без излишнего пафоса, в чем-то даже по-домашнему, по-свойски, я бы даже сказал. Единственное - нюансы.

Из личных соображений. Начало фестиваля должно быть более выразительным. Например: перед началом показа играет соответствующая музыка, прокручивается фирменный ролика фестиваля (нулевой ролик который вводить зрителя в курс дела, настраивает на кинофестивальный лад). В перерывах между видео работами желательно делать паузу и включать свет, чтобы зритель переключился и мог выставить балы. Ах да, забыл тут еще по поводу концепции. Фестиваль для непрофессионалов. Вот тут интересно. То есть, по сути дела, это есть концепция. Исходя из этого, фестиваль на это и должен ориентироваться. Либо в непредвзятом отношении к профессионализму (техническому, в первую очередь) работ. Либо производить целенаправленный отбор работ непрофессионалов. Просто получается, что на фестивале непрофессионалов второй год подряд побеждают именно профессионалы с работами, сделанными профессионально в первую очередь именно с технической точки зрения. Хотя, может быть, я утрирую и преувеличиваю. По поводу жюри и награждения. Фестиваль альтернативный, вот тут бы систему оценивания работ тоже сделать альтернативной. Например, членами жюри есть сами участники фестиваля (т.е. сами себя и судят, а?). Или жюри формируется по принципу представителей: одна домохозяйка, один профи, один подросток, пенсионер и т.д. (я утрирую, конечно). Но основа, по-моему, это оценивание зрителем. Поэтому его, наверное, побольше бы (но есть столько, каков интерес). Ну и награждение. За что награждать непрофессионалов. Тут надобно подумать. Наверное, за ум, смелость, изобретательность. Профессиональный фильм можно разложить на работу сценариста, режиссера, оператора, художника, звукорежиссера, актера и т.д. А вот с работой непрофессионалов сложнее. Тут часто все очень условно. Посему, думаю, все-таки нужно делить работы на профи и не профи. Но это скорее умняк. Лично от себя. Все-таки, нужна интегрирующая концепция, а она даст традиции. Ну и, может быть, неплохо было бы изобрести какие-то мероприятия в структуре самого фестиваля. Выставку фоток на какую-то тему («ненасилие», «мой незнакомый город» «это не эротика» «автопортрет»), конкурс на ролик о самом фестивале, выступление местных рок команд, блиц опрос зрителей и транслирование их интервью на экране во время фестиваля (такой себе интерактивчик). Это соображения, а не догматические умозаключения. Может, что-то будет полезным для фестиваля. Буду рад. Такие дела.

Николай Бондарчук (Киев)


* * *

По материалам третьего "ИК" выпущен лазерный диск (DVD) фестиваля!




Содержание диска:

- фильмы третьего "Ирпенского кинофестиваля" (общее количество - 16 работ, за исключением фильма "Санитар", в связи с отсутствием разрешения автора на включение фильма в сборник);

- фильмы из ретроспективы лучших фильмов российско-немецкого молодежного фестиваля кино- и фотоискусства "Диалог культур" (март 2005 г., г.Мурманск): "НЛО. Тревога на Земле" (режиссер Инго Шиллер), "Несказанные слова" (режиссер Зофи Кёберле) и "Диалог культур" (интернациональная киногруппа "Диалога культур": Инго Шиллер, Штефан Отт, Себастиан Шварц, Зофи Кёберле, Ивонне Мост, Надежда Степакова, Виктория Кошелькова, Наталья Кузнецова, Андрей Трефилов, Сергей Айдаметс, Анастас Ганжела и Сергей "2B" Туби);

- фильмы организаторов фестиваля: "Она?" (режиссер Сергей "2В" Туби) и "Карусели" (режиссер Константин "СК" Сергиенко);

- хроника проведения "ИК-3" (оператор Марк Ветров);

- информация о фестивале, отзывы участников, рецензии фильмов, фотографии и другое.

Как и предыдущие, этот диск получили в подарок участники и зрители фестиваля,
а также посетители сайта "Ирпенского кинофестиваля". Следите за новостями!

* * *

Пресс-релиз третьего фестиваля.
Фильмы третьего фестиваля.
Избранные фотографии.

  [ архив Второго "Ирпенского кинофестиваля" (4 июля 2004 г.)]
[ архив Первого "Ирпенского кинофестиваля" (22 июня 2003 г.)]

[форум фестиваля]

Организаторы фестиваля:
проект
"Юная Киска и старый Пёс"
CK


положение о фестивале, pdf правила участия заявка на участие в 6-м ИК ИК-6 Архив ИК Фильмотека ИК Вопросы и ответы контактная информация

© 2003-2006 "Юная Киска и старый Пёс". дизайн - 2B.
использование материалов приветствуется при условии ссылок на "Ирпенский кинофестиваль" и www.g-2b.com.